Преображенское и окрестности на Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 г.

Выход в свет очередного, десятого тома “Памятников архитектуры Москвы”, посвященного Генеральному плану реконструкции столицы 1935 г. и первому периоду его реализации, натолкнул на мысль посмотреть на те перемены, которые должны были бы произойти в Преображенском и его окрестностях.

Полному воплощению плана помешала, в первую очередь, война, но в равной степени и сама его масштабность, желание не просто модернизировать Москву, а превзойти все города мира — только это было бы достойно столицы первого социалистического государства. В этом контексте становится понятен неожиданный для далекого от большой воды города лозунг “Москва – порт пяти морей”. Наиболее цельно идеи Генплана отразились в застройке радиусов ул. Горького (Тверская) – Ленинградский пр. и Б. Якиманка – Ленинский пр. При этом отдельные планировочные решения перешли в последующие планы развития Москвы, и их реализация продолжалась вплоть до нашего времени.

Генплан 1935 г. мыслил центром Москвы и ее абсолютной доминантой еще не построенный Дворец Советов, который должен был стать самым высоким сооружением на планете. От него развертываются главные радиальные магистрали, на его архитектуру (не имеющую пока материального воплощения) ориентируются постройки второй половины 1930х. Радиус, идущий через Черкизовское (Щелковское) шоссе, Стромынку, Русаковскую и Краснопрудную улицы и далее к центру мыслится одним из основных. По другую сторону Дворца Советов он продолжается в сторону Лужников и Ленинских (Воробьевых) гор, переходя в основную артерию будущего Юго-Западного района. Таким образом возникал диаметр, связывавший Ленинский и Сталинский районы Москвы. Символическое наполнение, которое здесь несомненно и неслучайно, требовало дальнейшей разработки.  Так, магистраль должна была связать два крупнейших парка культуры и отдыха: им. Горького на юге и Измайловский, в тот момент носивший имя Сталина, на севере, — а паркам в контексте заботы о здоровье рабочих масс придавалось большое значение. Лужники “уравновешивались” проектом крупнейшего в СССР стадиона им. Сталина там же в Измайлово. Наконец, если на Юго-Западе должен был появится огромный Ботанический сад Академии наук, то на другом конце диаметра планировался крупнейший в Европе зоопарк. Здесь уместно вспомнить, что и открывшаяся в 1935 г. первая линия метро шла тоже вдоль этого направления.

Генплан предусматривал продолжение Бульварного кольца в Замоскворечье и появление новых кольцевых магистралей: кольцо-дублер центральных площадей, которое должно было включить Кузнецкий мост и далее Камергерский, Газетный и Б. Кисельный переулки, а с внешней стороны Садового — “Новое Бульварное” и “Парковое” кольца. Последнее должно было соединить крупные зеленые массивы в периферийных районах. За исключением отдельных построек на красных линиях будущих магистралей ни одно из новых колец не было реализовано, пока уже в наши дни не возникло “Третье транспортное”. ТТК частично вобрало в себя предполагавшуюся трассу Нового Бульварного кольца.

Схема основных магистралей, обводнения и озеленения г. Москвы / Сост. отд. планировки Моссовета в 1935 г.

На “Схеме основных магистралей, обводнения и озеленения г. Москвы” 1935 г. сплошными линиями даны новые красные линии существующих улиц, пунктиром — новые трассы, пробиваемые сквозь имеющуюся застройку. A – радиус “Черкизовское шоссе – Стромынка – ул. Кирова – Лубянка”; B – Дворец Советов; С – Новое бульварное кольцо; D – Парковое кольцо; Е – Б. Семеновская – Щербаковская. Изображение с сайта retromap.ru

На северо-востоке Парковое кольцо должно было пройти в основном по линии Камер-Коллежского вала через Измайловский и Преображенский валы и Краснобогатырскую улицу, что обязательно подразумевало спрямление и расширение проезжей части. Эти изменения не были реализованы, но один зримый отголосок плана существует — это богатый фасад самого позднего корпуса (№6) рабочего городка “Бауманский строитель” (совр. адрес М. Семеновская 15/17, к.1-6). Выразительные окна вдоль Измайловского вала и полукруглые балконы привлекают внимание на фоне асктетичного вида остальных корпусов.

М. Семеновская 15/17, к. 6М. Семеновская 15/17, к. 6

 

 

 

 

 

 

Дом отодвинут вглубь участка, заметно отступая от заданной соседним строением красной линии — можно предположить, что он ориентирован уже на новую ширину улицы. На фото ниже заметен и контраст в оформлении соседних корпусов.

М. Семеновская 15/17, к. 1, 6

“Бауманский строитель”, к. 1 (слева) и к. 6

Спрямленная линия валов должна была пройти непосредственно под стенами Женского двора старообрядческого комплекса у Преображенской площади. Это неминуемо означало снос построенного Кекушевым больничного корпуса. Более чем вероятно, что та же судьба постигла бы и весь комплекс богаделенного дома — церковные купола, какой бы конфессии они ни принадлежали, вряд ли подходили для оформления парадной магистрали коммунистической столицы. К тому же общая концепция Генплана предусматривала уничтожение внутригородских кладбищ и превращение их в парки. На схеме 1935 года зеленое пятно стоит и на месте Преображенского кладбища — таким образом формируется обширная зона отдыха вокруг сохраняемого Хапиловского пруда. Питавшая пруд одноименная речка расширяется благодаря соединению ее истоков с т.н. Восточным каналом, который должен был пройти от Клязьминского водохранилища до Москвы-реки в районе Южного порта (не был реализован).

“Схема планировки Москвы” 1935 г.: 1) Преображенская площадь; 2) Матросский мост; 3) р. Хапиловка и Хапиловский пруд; 4а) р. Сосенка; 4б) р. Серебрянка; 5) стадион им. Сталина; 6) Парк стадиона “Сталинец”; 7) Рыбинские пруды; 8) Бульвар между ул. 2-я и 3-я Сокольническая; 9) Электрозаводский мост; 10) Семеновская пл., к/т “Родина”; 11) Щербаковская ул; 12) Бульвар между ул. Мочальской и Мироновской 13) Парк на месте Преображенского кладбища. Изображение с сайта retromap.ru

Генплан вообще уделял огромное значение как “обводнению”, так и “озеленению” Москвы: уровень воды в Москве-реке и Яузе поднимался, а зеркало вод расширялось, вдоль берегов создавались протяженные парковые зоны, как, например, это планировалось по правому берегу Яузы от Матросского до Электрозаводского моста (с одновременным спрямлением русла на этом участке). Предполагалось, что канал “Москва-Волга” откроет путь для круизных судов, которые будут пришвартовываться в Северном и Южном портах.

Речной вокзал

Сев. речной вокзал, арх. А. Рухлядев, В. Кринский, 1937 г.

Яуза также становилась судоходной и для нее проектировались новые, более высокие и протяженные мосты, которые одновременно позволили бы открыть движение по расширяемым набережным.

Остальные внутригородские реки трактовались Генпланом как основа для создания вокруг них зон отдыха (с обязательным озеленением).

Если несколько центральных мостов через Москву-реку были полностью перестроены еще в 1930е (Б. и М. Каменный, Б. и М. Устьинский), то до Яузы очередь дошла только после войны: в 1954м был сдан новый Электрозаводский мост, а спустя два года соседний Матросский. Тогда же было произведено и предусмотренное Генпланом спрямление ее русла. Что касается “районных” рек и речушек, то в этом пункте реальное развитие города пошло по обратному пути — к настоящему моменту практически все они заключены в трубы и спрятаны под землю, а вдоль их трассы, где невозможно многоэтажное жилое строительство, развернуты промзоны и проложены железнодорожные ветки, как, например, вдоль преображенской Хапиловки, окончательно убранной в трубу в 1970х гг.

Промзона до наших дней сохраняется и на том месте, где с XVII в. находились Рыбинские пруды в Сокольниках (район совр. улиц Митьковской и Лобачика). Пруды были засыпаны еще в начале XX века, когда через них прошла Митьковская соединительная железнодорожная ветка, но в Генплане они возникают вновь как зона отдыха. Железнодорожные пути предполагалось снять и на их месте разбить протяженный бульвар с  выходом к Яузе в районе Электрозаводского моста (не реализован).

С другой стороны Электрозаводского моста спрямленная Большая Семеновская должна была идти не к Измайловскому шоссе, а к Щербаковской улице и таким образом становилась парадным подъездом к Измайловскому парку и возводившемуся там гигантскому стадиону им. Сталина. Пересечение этого радиуса с Парковым кольцом, в соответствии с общей идеологией Генплана, требовалось отметить монументальной площадью. На плане 1935 г. Семеновская площадь получила огромное пространство от Измайловского вала до Вельяминовской улицы, но его освоение растянулось на долгие годы. В 1938 г. строится кинотеатр “Родина”, затем в годы войны в противоположном углу возводится павильон “Семеновской” (на момент открытия – “Сталинской”). Окончательно площадь оформляется уже в начале 2000-х годов, получив неуклюжий небоскреб по лужковской программе “Нового кольца Москвы” и огромный супермаркет за станцией метро.

SONY DSC

Кинотеатр “Родина”, 2016 г.

к/т "Родина"

На современной карте хорошо читается ориентация здания на несостоявшуюся парадную магистраль через Семеновский переулок

 

 

 

Далее за площадью от Щербаковской вправо уходил новый бульвар между Мочальской (Ибрагимова) и Мироновской улицами, продолжавшийся до слияния Сосенки и Серебрянки в районе современного окончания Второй Пугачевской улицы, где он переходил в упомянутый выше парк у Хапиловского пруда.

Измайловский парк вместе с Всесоюзным стадионом им. Сталина должен был стать главным местом отдыха рабочих масс северо-востока столицы. Парк планировалось значительно расширить и соединить с зеленой зоной вокруг стадиона “Сталинец” (“Локомотив”) по другую сторону Черкизовского шоссе.

* * *

Активная реализация Генерального плана продолжалась сравнительно короткий период с 1935 по 1941 г. После войны на первое место выходит увековечивание Победы, в официальной риторике Генплану уделяется меньше внимания. Тем не менее, принятый в 1952 г.  десятилетний план развития столицы сохранял идеи документа 1935 г. “с поправками на реалии развития города“. Однако уже через три года выйдет знаменитое постановление “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве“, отразившее новую эпоху в жизни страны. Спустя еще несколько лет будет окончательно решено отказаться от возведения Дворца Советов, а огромный котлован, где еще до войны началось возведение его фундаментов, будет в 1960 г. переделан под бассейн “Москва”. В том же году начнется разработка нового Генерального плана, который будет официально принят в 1971 г.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «Преображенское и окрестности на Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 г.»

  1. Watson_Rus говорит:

    > вдоль их трассы, где невозможно многоэтажное жилое строительство, развернуты промзоны и проложены железнодорожные ветки, как, например, вдоль преображенской Хапиловки, окончательно убранной в трубу в 1970х гг.

    Промзона и ж/д ветка существовала задолго до упрятывания Хапиловки в трубу, даже при еще неспущенном Хапиловском пруде уже промзона была.

Ответить на Watson_Rus Отмена ответа

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>