Два замечания к недавно опубликованному очерку о Введенской церкви старообрядцев-поповцев.
Во-первых, чтобы завершить “краеведческую” часть исследования, укажу точное месторасположение церкви. Его легко восстановить по плану Москвы 1952 г. — бесценному для всех интересующихся историей Москвы документу с детальной топографической съемкой города. В частности, на плане деревянные и каменные строения выделены разными цветами – желтым и красным соответственно. Через дорогу от завода слева от 1-го Электрозаводского переулка показано только одно каменное здание чуть в глубине квартала, очевидно, это и есть Введенская церковь. Выстроенное на ее месте в 1970-х гг. здание техникума имеет современный адрес д. 14 с.1 по Электрозаводской улице. Вот этот фрагмент на плане 1952 г. и современной карте, нужные нам строения в самом центре изображения
Посмотреть всю карту на сайте retromap.ru
Второе добавление историческое, и я вновь обязан им автору того ЖЖ, из которого впервые почерпнул информацию о Введенской общине. Недавно им перепечатана опубликованая в 1899 г. работа В.Г. Сенатова “Старообрядчество в Преображенском в Москве“. Изданный в 1990-е “Опыт энциклопедического словаря” по старообрядчеству сообщает, что Василий Гаврилович Сенатов был наставником федосеевского согласия (“Словарь” ошибочно(?) именует его Гавриилом Васильевичем). По всей видимости, он стоял на стороне поморцев в вопросе о браке, т.к. 16 августа 1883 г. Преображенская община отрешила его от должности духовного отца “за упорство в защите бессвященнословных браков”. Вскоре Сенатов присоединился к патриаршей церкви, в 1889 году поступил в Московскую духовную академию. В течение 20 лет Василий Гаврилович вел мессионерскую деятельность против раскола, опубликовав немало полемических работ. Однако между 1905 и 1910 г. судьба В.Г. Сенатова вновь совершает поворот — он покидает и господствующую церковь, присоединившись теперь уже к поповцам белокриницкой иерархии. В 1912 г. он издает свой главный труд — “Философию истории старообрядчества” в двух частях.
Статья о раскольниках в Преображенском написана в тот период, когда автор принадлежал к официальной церкви, отсюда и соответствующий обличительный пафос. Однако снабженный большим количеством фактического материала его очерк будет интересен всем исследователям истории старообрядчества.
В разделе о Введенской общине В.Г. Сенатов сначала излагает уже известную нам в общих чертах историю возникновения прихода и строительства церкви на Генеральной улице, дополняя ее характерными комментариями о личности служивших там попов Ивана и Исака. Автор заключает свой рассказ любопытным соображением о причинах появления и расширения поповской общины в самом сердце федосеевской “вотчины”:
Замечательно, что этот приход увеличился в недавнее время, именно с перенесением молельни из Семеновского на Генеральную улицу, в новое и хорошо устроенное помещение. Еще в семидесятых годах [XIX века] поповцы в Преображенском не имели никакого значения ни по количеству прихожан, ни по их состоянию; они тогда подавлялись федосеевцами. Происходившие среди федосеевцев жестокие споры о браке (с 1881 г. по 1886 г.) ослабили федосеевскую секту в самом Преображенском, они расшатали секту федосеевцев, многим из них показали лживость учения о безбрачии и беспоповстве. На происходящий внутри федосеевства, в самом центре его, междоусобный раздор поповцы-окружники и духовный совет обратили строгое внимание и взялись умело за миссионерство. Понимая внутреннее положение федосеевства, поповцы с миссионерской целью перенесли молельню ближе к Преображанскому кладбищу, стараясь церковный быт свой обставить как можно благолепнее, почему и пытались воздвигнуть не молельню только, но и церковь.
Таким способом австрийские окружники вдвинулись клином в метрополию федосеевства, явились к смущенным федосеевцам и с браком, и со священством, и с таинствами, — т.е. с полной, по-видимому, и законной церковью. Миссионерские планы поповцев оправдались: многие федосеевцы от вопроса о браке перешли к вопросу о священстве. Так что в сущности приход Лебедевской молельни создался благодаря внутренним федосеевским спорам и благодаря хитрому, ловкому и своевременному вмешательству в эти споры поповцев.
В этом отношении православная миссия, должно сознаться, отстала в своем успехе от окружников-поповцев, которые теперь не только прочно укрепились в Преображенском, но и увеличиваются здесь за счет федосеевцев и подавляют их. О превосходстве в Преображенском поповцев над беспоповцами можно судить и потому, что в настоящее время поповцы имеют здесь более, чем беспоповцы, торговых и промышленных заведений. Фабриканты, торговцы-федосеевцы исчезают из Преображенского и на их место являются поповцы.
Последний абзац открывает целое направление для научного исследования. Появление поповцев на месте федосеевцев (или массовый переход последних в поповство), если оно действительно имело место, должно составить важную главу в истории Преображенского, когда оная будет написана…