Бывают странные сближения: одной из последних в советской истории Москвы снесена церковь именно в Преображенском — одноименный храм был взорван в 1964 г. под предлогом строительства станции метро. Последний снесенный богоборческой властью старообрядческий храм – тоже здесь, в Преображенском: Введенская церковь на Генеральной (ныне Электрозаводской) улице разобрана в 1978 г.
Естественно, что вокруг Преображенского кладбища селились преимущественно беспоповцы, однако Введенская община принадлежала другой крупнейшей ветви старообрядцев — поповцам белокриницкой иерархии. Община существовала, по всей видимости, с середины XIX в., собираясь в частной моленной. В середине 1880-х годов община решает строить отдельно стоящий храм во владении купцов Лебедевых на Генеральной улице. Возможно, что этот шаг связан с надеждами на более мягкое отношение властей к раскольникам после появления в 1883 г. “Высочайше утвержденных правил о даровании раскольникам некоторых прав”. Миссионерский журнал Синодальной церкви “Братское слово” так описывал новую постройку в 1886 г.:
В Москве, в Преображенском, на Генеральной улице, раскольники-поповцы по австрийскому священству воздвигли огромное здание в один этаж с рядом громадных, закругленных вверху окон по южному и северному фасадам и огромными входными дверями на западной стороне. Здание это особенностями своей архитектуры невольно обращает на себя внимание каждого проезжающего мимо.
Власти строго следили за тем, чтобы старообрядческие моленные не имели глав и колоколен, то есть не были уподоблены храмам официальной церкви и не вводили тем самым во искушение ее прихожан. Хотя это требование было выполнено и сейчас, внушительные размеры здания, видимо, все же смущали чиновников, и в регистрации новой моленной было отказано на том основании, что в правилах 1883 г. “разрешается лишь обращать существующие строения, а не строить вновь молитвенные дома”. Завершение строительства затянулось до 1888 г. Не без иронии об этом вновь сообщает “Братское слово”:
Нынешним же летом, пользуясь обстоятельствами, с помощью благодетелей, раскольники успели достигнуть своей цели, хотя и в несколько измененном виде. Здание, с чьего-то разрешения, окончено; но внутри ему дан вид жилого строения, – поделаны временные квартиры, где и помещен, под именем жильца, определенный сюда поп Иван, а самая большая квартира, или часть здания остается пустою и в ней ставят полотняную церковь. Поп Иван, зная противозаконность новопостроенной церкви, из боязни отказывался служить в ней; но ему пригрозили за это изгнанием из Москвы, – и теперь он служит. Все это сделано, конечно, в надежде устроить здесь со временем и постоянную церковь, согласно первоначальному назначению здания
Устройство постоянной церкви стало возможно лишь после дарования высочайшим указом 1906 г. прав и свобод старообрядцам. Введенская община официально регистрируется 10 февраля 1907 г. Моленная приведена в надлежащий вид и освящена 16 декабря того же года. По этому поводу фотография интерьера вновь освященного храма появилась в первом выпуске еженедельного “Иллюстрированного приложения к газете “Московский листок” за 1908 г. Указание на эту публикацию я почерпнул из этого замечательного ЖЖ. По всей видимости, данная фотография не переиздавалась — ни в одной из книг, включая прекрасно изданное и хорошо иллюстрированное издание “Москвы старообрядческой”, я ее не встречал. С благодарностью к автору упомянутого ЖЖ (к сожалению, он своего имени не раскрывает) и с извинениями за невыское качество сканирования привожу здесь этот снимок. Фотография дает представление о размерах помещения: сообщалось, что просторное здание храма свободно вмещало до 600 человек.
[Замечу мимоходом, что организация газетного листа сто лет назад была иной: например, иллюстрации вовсе не связаны с текстом, который их окружает, а представляют как бы отдельный самостоятельный информационный слой. Так, данное фото помещено посреди пространного отрывка из "театральных, литературных и общественных" воспоминаний некоего А.А. Соколова, воспитанника театрального училища, никак не связанном со старообрядчеством. Этот иллюстративный слой не собирался, однако, совсем случайно, а отражал актуальное: многие фотографии подписаны "К новостям из Персии... из Франции" и т.д. без дополнительных пояснений -- предполагалось, что читателю понятен контекст и причина появления этих иллюстраций. Портреты тоже часто отражают новостной ряд: получившие новое назначение чиновники и архиереи, недавно почившие общественные деятели и т.д.]
В 1912 году община решает придать зданию моленной церковный вид, соорудив не дозволявшиеся ранее колокольню и главы с крестами на крыше. Перестройка была завершена после 1914 г., о торжественном подъеме колоколов на звонницу сообщается зимой 1916 г.
Известный историк-архивист В.Ф. Козлов так рассказывает о дальнейшей судьбе Введенской церкви:
“Однако в 1929-30 гг. пробил последний час и для Введенского храма. Роковым моментом стало то, что церковь находилась прямо напротив электрозавода. В октябре 1929 г. Бауманский райсовет просил Моссовет закрыть храм и передать его помещения для ведения культурно-просветительской работы (детскую техническую станцию и пионерский клуб). 11 ноября 1929 г. Моссовет своим решения закрыл Введенский храм “вследствие острой необходимости у рабочих электрозавода… в помещении для культурно-просветительских целей…”. На жалобу верующих ВЦИК не обратил никакого внимания, и в феврале 1930 г. решение Моссовета вступило в силу”.
Со временем и культурно-просветительская функция уступило место сугубо утилитарной. Вот как в 1967 г. очевидец описывал храм:
Он обезглавлен, окна с южной и восточной стороны заложены кирпичом, с северной в них сохранились решетки, частично даже стекла; там, где стекла выбиты, вместо них вставлена фанера. Помещение используется под склад. У входа куча битого стекла от кинескопов. Напротив, через улицу, электроламповый завод.
Не так давно мне случилось разговориться на улице с жившим в 1940-50-х гг. на Электрозаводской улице в доме №14 (ныне не существующим), т.е. буквально в двух шагах от №18, по которому числилось здание церкви. На мои вопросы о храме по соседству старожил твердо отвечал отвечал, что ничего подобного поблизости не находилось. Видимо, это говорит только о том, до какой степени была обезображена постройка.
В феврале 1978 году здание Введенской церкви было снесено. П. Паламарчук, автор четырехтомного описания всех московских церквей “Сорок сороков”, застал в 1979 г. на месте храма лишь “обширную яму, вырытую под фундамент нового здания ПТУ соседнего электрозавода им. Куйбышева.” Новое издание “Сорок сороков” добавляет, что к 1990 г. здание ПТУ было построено.
Накрывшие Россию аномальные холода, совпали с планами сноса старообрядческого храма Святой Екатерины !
На совпадение это не похоже. Ведь в том же районе Москвы, в 1978 году снесли Введенскую церковь на Генеральной (ныне Электрозаводской) улице.
После чего также были зафиксированны аномальные холода, имевшие печальные последствия. Именно после них и начали строить атомные электростанции. Вместо восстановления разрушенных храмов!
И лишь только после Чернобыля, храмы начали возрождать.
Уведомление: Введенская поповская община на Генеральной улице: два дополнения | Преображенская площадь и окрестности
Уведомление: NEW ABOUT THE OLD BELIEVER CHURCH IN GENERAL
Что-то не помню я этой церкви, хотя жил на Буженинова до 1975 г. Возможно, именно потому, что она была обезображена.