Введенская старообрядческая церковь на Генеральной улице

Бывают странные сближения: одной из последних в советской истории Москвы снесена церковь именно в Преображенском — одноименный храм был взорван в 1964 г. под предлогом строительства станции метро. Последний снесенный богоборческой властью старообрядческий храм – тоже здесь, в Преображенском: Введенская церковь на Генеральной (ныне Электрозаводской) улице разобрана в 1978 г.

Естественно, что вокруг Преображенского кладбища селились преимущественно беспоповцы, однако Введенская община принадлежала другой крупнейшей ветви старообрядцев — поповцам белокриницкой иерархии. Община существовала, по всей видимости, с середины XIX в., собираясь в частной моленной. В середине 1880-х годов община решает строить отдельно стоящий храм во владении купцов Лебедевых на Генеральной улице. Возможно, что этот шаг связан с надеждами на более мягкое отношение властей к раскольникам после появления в 1883 г. “Высочайше утвержденных правил о даровании раскольникам некоторых прав”. Миссионерский журнал Синодальной церкви “Братское слово” так описывал новую постройку в 1886 г.:

В Москве, в Преображенском, на Генеральной улице, раскольники-поповцы по австрийскому священству воздвигли огромное здание в один этаж с рядом громадных, закругленных вверху окон по южному и северному фасадам и огромными входными дверями на западной стороне. Здание это особенностями своей архитектуры невольно обращает на себя внимание каждого проезжающего мимо.
Введенская церковь, фото 1967 г.

Введенская церковь, фото 1967 г. Справа видны контуры “громадных окон” на южном фасаде

Власти строго следили за тем, чтобы старообрядческие моленные не имели глав и колоколен, то есть не были уподоблены храмам официальной церкви и не вводили тем самым во искушение ее прихожан. Хотя это требование было выполнено и сейчас, внушительные размеры здания, видимо, все же смущали чиновников, и в регистрации новой моленной было отказано на том основании, что в правилах 1883 г. “разрешается лишь обращать существующие строения, а не строить вновь молитвенные дома”. Завершение строительства затянулось до 1888 г. Не без иронии об этом вновь сообщает “Братское слово”:

Нынешним же летом, пользуясь обстоятельствами, с помощью благодетелей, раскольники успели достигнуть своей цели, хотя и в несколько измененном виде. Здание, с чьего-то разрешения, окончено; но внутри ему дан вид жилого строения, – поделаны временные квартиры, где и помещен, под именем жильца, определенный сюда поп Иван, а самая большая квартира, или часть здания остается пустою и в ней ставят полотняную церковь. Поп Иван, зная противозаконность новопостроенной церкви, из боязни отказывался служить в ней; но ему пригрозили за это изгнанием из Москвы, – и теперь он служит. Все это сделано, конечно, в надежде устроить здесь со временем и постоянную церковь, согласно первоначальному назначению здания
Лебедев М.П.

М. П. Лебедев, первый председатель Введенской старообрядческой общины. Умер 25 октября 1909 г., 58-ми лет. Погребен на Рогожском кладбище. Фото с сайта all-photo.ru

Устройство постоянной церкви стало возможно лишь после дарования высочайшим указом 1906 г. прав и свобод старообрядцам. Введенская община официально регистрируется 10 февраля 1907 г. Моленная приведена в надлежащий вид и освящена 16 декабря того же года. По этому поводу фотография интерьера вновь освященного храма появилась в первом выпуске еженедельного “Иллюстрированного приложения к газете “Московский листок” за 1908 г. Указание на эту публикацию я почерпнул из этого замечательного ЖЖ. По всей видимости, данная фотография не переиздавалась  —   ни в одной из книг, включая прекрасно изданное и хорошо иллюстрированное издание “Москвы старообрядческой”, я ее не встречал. С благодарностью к автору упомянутого ЖЖ (к сожалению, он своего имени не раскрывает) и с извинениями за невыское качество сканирования привожу здесь этот снимок. Фотография дает представление о размерах помещения: сообщалось, что просторное здание храма свободно вмещало до 600 человек.

Интерьер Введенского храма на Генеральной ул. “Илл. прибавление к “Московскому листку”, 1908, №1

[Замечу мимоходом, что организация газетного листа сто лет назад была иной: например, иллюстрации вовсе не связаны с текстом, который их окружает, а представляют как бы отдельный самостоятельный информационный слой. Так, данное фото помещено посреди пространного отрывка из "театральных, литературных и общественных" воспоминаний некоего А.А. Соколова, воспитанника театрального училища,  никак не связанном со старообрядчеством. Этот иллюстративный слой не собирался, однако, совсем случайно, а отражал актуальное: многие фотографии подписаны "К новостям из Персии... из Франции" и т.д. без дополнительных пояснений -- предполагалось, что читателю понятен контекст и причина появления этих иллюстраций. Портреты тоже часто отражают новостной ряд: получившие новое назначение чиновники и архиереи, недавно почившие общественные деятели и т.д.]

В 1912 году община решает придать зданию моленной церковный вид, соорудив не дозволявшиеся ранее колокольню и главы с крестами на крыше. Перестройка была завершена после 1914 г., о торжественном подъеме колоколов на звонницу сообщается зимой 1916 г.

Введенская ц._1914

Введенская церковь после постройки колокольни. Фото второй пол. 1910х гг.

Известный историк-архивист В.Ф. Козлов так рассказывает о дальнейшей судьбе Введенской церкви:

“Однако в 1929-30 гг. пробил последний час и для Введенского храма. Роковым моментом стало то, что церковь находилась прямо напротив электрозавода. В октябре 1929 г. Бауманский райсовет просил Моссовет закрыть храм и передать его помещения для ведения культурно-просветительской работы (детскую техническую станцию и пионерский клуб). 11 ноября 1929 г. Моссовет своим решения закрыл Введенский храм “вследствие острой необходимости у рабочих электрозавода… в помещении для культурно-просветительских целей…”. На жалобу верующих ВЦИК не обратил никакого внимания, и в феврале 1930 г. решение Моссовета вступило в силу”.

Со временем и культурно-просветительская функция уступило место сугубо утилитарной. Вот как в 1967 г. очевидец описывал храм:

Он обезглавлен, окна с южной и восточной стороны заложены кирпичом, с северной в них сохранились решетки, частично даже стекла; там, где стекла выбиты, вместо них вставлена фанера. Помещение используется под склад. У входа куча битого стекла от кинескопов. Напротив, через улицу, электроламповый завод.

Не так давно мне случилось разговориться на улице с жившим в 1940-50-х гг. на Электрозаводской улице в доме №14 (ныне не существующим), т.е. буквально в двух шагах от №18, по которому числилось здание церкви.  На мои вопросы о храме по соседству старожил твердо отвечал отвечал, что ничего подобного поблизости не находилось. Видимо, это говорит только о том, до какой степени была обезображена постройка.

Введенская ц._1979

Фото 1979 г. из книги “Сорок Сороков” П. Паламарчука. На заднем плане жилой дом №3 по 1-му Электрозаводскому переулку

В феврале 1978 году здание Введенской церкви было снесено. П. Паламарчук, автор четырехтомного описания всех московских церквей “Сорок сороков”, застал в 1979 г. на месте храма лишь “обширную яму, вырытую под фундамент нового здания ПТУ соседнего электрозавода им. Куйбышева.” Новое издание “Сорок сороков” добавляет, что к 1990 г. здание ПТУ было построено.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария на «Введенская старообрядческая церковь на Генеральной улице»

  1. Уведомление: Введенская поповская община на Генеральной улице: два дополнения | Преображенская площадь и окрестности

  2. Уведомление: NEW ABOUT THE OLD BELIEVER CHURCH IN GENERAL

  3. Watson_Rus говорит:

    Что-то не помню я этой церкви, хотя жил на Буженинова до 1975 г. Возможно, именно потому, что она была обезображена.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>