События последних десяти лет еще не стали для нас историей, но любопытно иногда пролистать старые газеты, посмотреть на тогдашние новости и планы с колокольни сегодняшнего дня. С появлением цифровых архивов (очень хороший архив периодики, например, в любимой Историчке) это стало совсем просто. Быстрый поиск по топонимам, связанным с Преображенкой, вернул мне несколько публикаций из “Московской правды”. В основном это довольно подобострастный пересказ сообщений префектуры ВАО и управы района, причем в 3 из 5 публикаций заголовки построены по формуле незамысловатого каламбура “Преображение Преображенского”.
Так, в 2003 году большой материал был посвящен обсуждению подготовленного тогда проекта Генплана развития Москвы до 2020 г., точнее, тех изменений Преображенского района, которые были в нем обещаны. Сначала констатируются две большие проблемы: “количество машин постоянно увеличивается, и основная районная магистраль – Большая Черкизовская улица – уже задыхается в пробках в часы пик. … Отдельная головная боль, конечно, внутриквартальные стоянки. Уже сейчас дворы по вечерам превращаются в одно большое автомобильное “стадо”. Непозволительная роскошь – сохранять бесчисленные ракушки. Надо строить многоуровневые гаражи, осваивать подземное пространство.”
Запомним про подземное пространство, а пока отметим, что проблема ракушек действительно была радикально решена спустя несколько лет, правда, без дорогостоящего подземного строительства, а путем сноса и превращения части газонов в парквочные карманы. Вспоминается, кстати, еще широко рекламировавшаяся и полностью проваленная программа “Народный гараж”, когда оказалось, что места в нем стоят совершенно не народных денег.
Главный объект всех публикаций – Преображенский рынок. В том же материале отмечается, что “давно уже ведутся разговоры о необходимости “развести” главный вход кладбища и Преображенский рынок. Но начать работы со стороны Преображенского вала мешают “временные” (им лет тридцать) постройки транспортников”. Может быть, это и хорошо – вход на кладбище остается на историческом месте, напротив Никольской часовни.
Пересказывая основные положения Генплана района, автор статьи Алла Шугайкина не может, кажется, сама сдержать легкого сомнения, что планы эти реализуются. Как нам видно 11 лет спустя, сомнения небеспочвенны:
Как песня прозвучал рассказ о проектных предложениях по развитию архитектурно-пространственной структуры района. Будущее расширение охранной исторической зоны предусматривает создание пешеходной улицы, формирование многофункциональных общественных центров в районе станций метро “Преображенская площадь” и “Электрозаводская” и у платформы “Черкизовская”. На месте ликвидируемой промзоны Хапиловка будет разбит парк, возле стадиона “Локомотив” устроят сквер, предстоит “возвращение периметрального характера жилой застройки и развитие структуры озелененных пешеходных связей микрорайонов”. Всего же доля производственных территорий сократится в 1,7 раза, а зеленый клин, наоборот, прирастет на 13 гектаров.
Есть ли адекватный перевод с бюрократического новояза для “структуры озелененных пешеходных связей микрорайонов”?
В октябре 2005 года газета сообщала о принятых летом правительством Москвы нескольких “судьбоносных для Преображенского решений”. Была обещана реконструкция четной (прилегающей к рынку) стороны Большой Черкизовской улицы от Преображенского вала до Халтуринской со сносом расположенных там пятиэтажек. Новоселье их жителям обещали в соседнем Богородском, где “по Краснобогатырской улице планируется возвести целый квартал муниципального жилья.”
Отдельно отмечается, что НИИ дальней радиосвязи (НИИДАР) на площади закрывать не планируется: “Объем заказов, которые он выполняет, стабильно растет”. В 2013 году было объявлено о планах застройки квартала, который занимает НИИДАР: все строения будут разобраны, а на его месте появится элитный жилой комплекс. Тогда в 2005 были только глухие намеки: “Однако производственная база предприятия из Москвы будет выведена в Саранск, а в столице останутся лишь те отделы НИИ, которые занимаются монтажом оборудования и научно- исследовательской работой.”
Обещан и подземный переход под Преображенской площадью и Преображенским валом. Эти планы реализовались успешно. Конечно, рынку вновь уделено особое внимание: тогдашний префект Евтихиев обещает его сохранить, “но только в несколько другом, более цивилизованном виде”. Как и за два года до того в планах оборудование еще одного входа на кладбище. Территории Никольского единоверческого монастыря обещана большая реконструкция, которая, ни много ни мало, “превратит его в крупный историко-художественный центр”.
Спустя два месяца, в декабре 2005 г., Департамент потребительского рынка и услуг вновь сообщал:
В следующем году центральный вход на погост будет перенесен на Преображенский вал. Кроме того, будет запрещена стоянка грузовиков возле кладбища и ограничен их въезд на рынок. Так что с 1 января подвозить товары к прилавкам машины смогут лишь до десяти часов утра и после пяти вечера.
Видимо, свидетелем этих планов остался одинокий дорожный знак на Преображенском валу, запрещающий поворот налево к кладбищу и рынку в дневные часы. Сегодня на знак никто не обращает внимание а движение автотранспорта ограничивает шлагбаум в начале проезда, правда, задача у него обратная: отсекать не грузовики, а “гражданский” автотранспорт, чтобы он не мешал доставке товара и авторитетных предпринимателей на рынок.
В номере от 19 октября 2006 г. планы перестройки главной достопримечательности района приобретают уже маниловские масштабы.
По замыслу архитекторов, будут восстановлены оба монастыря [под вторым имеется в виду, очевидно, бывш. женский двор федосеевской общины - А.Е.]. Никольский единоверческий монастырь вновь окружат стены с четырьмя башнями – их уничтожили в 20-е годы прошлого столетия. Изменится фасад надвратной церкви Воздвижения Креста Господня – исследования выявили, что изначально он был выполнен в стилистике Баженова. Монастырские стены воздвигнут и по периметру Преображенского богадельного дома – бывшего женского монастыря [как помнит читатель, монастырем заведение беспоповцев-федосеевцев никогда не являлось, а стены вокруг женского двора как раз в основном сохранились - А.Е.]. Парадный въезд в него вновь пройдет через восстановленные Львиные ворота [надо понимать, предполагалось изъять их из запасников музея архитектуры, где они хранятся с 1930-х гг. - А.Е.].
Пространство между двумя монастырями превратится в широкую аллею, по которой можно будет прогуливаться, а в памятные дни использовать его для проведения торжественных шествий на Преображенское кладбище. В конце аллеи установят памятный знак, рассказывающий о богатой истории здешних мест.
Не забыт в этом полете мысли и рынок, ему вновь обещаны расширение, модернизация и плюсом — подземная парковка:
Располагающийся неподалеку филиал 4-го автобусного парка выведут, а на участке, который он занимает, возведут трехэтажный торговый комплекс с подземной парковкой на 600 мест. Два этажа займут торговые фирмы, а на третьем разместятся офисы.
На крыше же рыночного комплекса, который из-за перепада высот окажется практически вровень с монастырским ансамблем, будет разбит зеленый сквер. Так называемая эксплуатируемая крыша позволит “скрыть” современный облик новостройки, и монастыри будут довлеть над панорамой Преображенского вала.
Кавычки вокруг “скрыть” не мои, их — может быть, бессознательно — поставил автор статьи, понимая, что никакая зеленая крыша не спасет исторический вид от уничтожения. Заглавие, конечно же, “Преображение Преображенского монастыря”.
Проектировочные работы должны были завершить к концу того же 2006 г., но в 2007 г. префект Восточного округа уже был аккуратнее в прогнозах: “Вот уже в течение двух лет мы ведем работу по подготовке градостроительной документации. Это тот случай, когда спешка не нужна.” Новые сроки не называются, но вновь декларируются планы восстановления всего утраченного, а заодно организации рынка со сквером-крышей. Из новых подробностей — в здании туберкулезного диспансера (бывш. старообрядческая больница, выстроенная Львом Кекушевым) обещано развернуть “экспозицию музея Преображенки”. Черкизовский пруд обещано очистить и украсить арочным пешеходным мостом, который будет вести к Дворцу творчества молодежи,а точнее, к причалу для занятия “судомодельными видами спорта”. Всему парку за церковью Ильи Пророка обещана масштабная реконструкция: “планируется крытый ледовый каток, крытый теннисный корт, автогородок по изучению правил дорожного движения с устройством внедорожной, шоссейной и раллийной трасс для радиоуправляемых моделей”. Конечно, что-то обязательно должно быть построено и под землей — в проекте фигурирует 50-метровый подземный тир. До сих пор стоящий заброшенным кинотеатр “Севастополь” должен был превратиться в досуговый центр.
К сегодняшнему дню нас осчастливили только арочным мостом сомнительной красоты с обязательным в ту эпоху дополнением в виде фонтана (на фото не попал).
Туберкулезный диспансер выехал из своего здания, дальнейшая судьба памятника архитектуры пока неизвестна. Музея Преображенки нет (жаль), рынок на своем месте (хорошо). У метро вырос небоскреб, напротив через дорогу — памятник Бухвостову. Вот и о нем из “Московской правды”:
…Установленный на высоком постаменте молодец-солдат, попавший в стремительный XXI век прямиком из XVII столетия , немного удивленно взирает на происходящее вокруг и вместе с семьюдесятью шестью тысячами жителей “Преображенки ” ждет скорых и хороших перемен.
Хороших, пожалуйста, только хороших перемен, и лучше не быстрых. Здесь есть, что беречь.
> Установленный на высоком постаменте молодец-солдат
Вот только установлен он был не там, где должен был – на углу площади и 1-й ул. Бухвостова.