Еще о “Боярыне Морозовой”

Публикуя в июле заметку об известной картине Василия Сурикова, я намеренно выпустил из нее небольшой сюжет, в надежде вернутся к нему через короткое время. Пауза затянулась на 3.5 месяца, возвращаюсь к этой теме сегодня.

В прошлый раз речь шла о прототипах образа боярыни Морозовой и других героев знаменитой картины. Между тем, в литературе есть спор и о прототипах еще одного “персонажа” – церкви в глубине живописного полотна. Академик А.М. Панченко соотносил изображенный Суриковым сюжет с эпизодом из Пространной редакции Повести о Боярыне Морозовой: когда сани, везшие закованную в цепи Морозову поравнялись с Чудовым монастырем, она подняла правую руку и, «ясно изобразивши сложение перст (старообрядческое двуперстие. – А.П.), высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше», предполагая, что из своих хором ее может увидеть Алексей Михайлович – “мняше бо святая, яко на переходех царь смотряет”. Из записей Волошина мы узнаем, однако, что сам художник связывал образ церкви не с кремлевским собором, а с храмом Николая Чудотворца на Долгоруковской улице (ныне Новослободской), где он жил во второй половине 1880х годов.

Храм святителя Николая в Новой Слободе. Фото из альбома Н.А. Найденова, 1882 г. Фото с сайта svt-nikolay.cerkov.ru/

Храм святителя Николая в Новой Слободе. Фото из альбома Н.А. Найденова, 1882 г. (svt-nikolay.cerkov.ru)

Опирался ли вообще Суриков на “Повесть о боярыне Морозовой”, был ли “прототип” у той мезансцены, которую выстроил художник, или это только художественная интуиция (слова живописца: “суть-то исторической картины – угадывание”)? За очень интересным обсуждением этого вопроса отсылаю читателя к прекрасной статье, опубликованной в газете “Первое сентября” (увы, совсем недавно закрывшейся).

Стоит сказать два слова о новослобдском храме, его судьба весьма необычна. Первое упоминание относится еще к началу XVII в., строительство каменной церкви на этом месте началось, вероятно, в конце того же столетия — известно, что она была освящена в 1703 г. В 1905 г. к нему были пристроены новая колокольня и трапезная. Это единственные части церкви, доступные для обозрения сейчас. В 1936-37 гг. храму выпала участь вмещать “Центральный антирелигиозный музей”, для которого  вдоль линии Новослободской было выстроено монументальное здание, включившее в себя основной объем храма. В 1944 г. на волне потепления в отношениях государства и церкви музей был ликвидирован, а его помещения, включая сохранившиеся церковные постройки, занял “Союзмультфильм” (подробно историю храма см. на странице прихода).

Храм святителя Николая в Новой Слободе. Современный вид.

Храм святителя Николая в Новой Слободе. Современный вид. Сталинский ампир на переднем плане скрывает в себе части трехсотлетней постройки. Фото: svt-nikolay.cerkov.ru

Rолокольня ц. Николая на Долгоруковской

Колокольня Никольского храма. Фото: wikipedia.org

Можно упомянуть еще одну идеологическую коллизию, связанную с самой улицей. Названная в честь Владимира Андреевича Долгорукова, 25 лет служившего генерал-губернатором Москвы, в 1924 году она была переименована в Каляевскую – по имени террориста, взорвавшего коляску с другим генерал-губернатором первопрестольной — вел. кн. Сергеем Александровичем.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>