В фондах “Исторички” есть брошюра под названием “Преображенский приход старопоморского благочестия в Москве. С портретом и кратким биографическим очерком основателя, Ильи Алексеевича Ковылина”. Автор – “Магистр Древней Философии” И. К. Быковский. В подзаголовке сказано, что книга написана по случаю первой годовщины возобновления в Преображенском колокольного звона. Колокола вновь зазвучали в старообрядческих приходах после Высочайшего указа “Об укреплении начал веротерпимости” от 17 апреля 1905 года, прекратившего преследования раскольников. На Крестовоздвиженском храме Преображенского кладбища колокольного звона не было с того момента, как половина территории богаделенного дома была изъята для учреждения единоверческого монастыря в 1853 году. Быковский даже приводит точную дату “запрещения звона”: в ночь с 1 на 2 августа.
Очерк И.К. Быковского интересен во многих отношениях, но пока что ограничусь одной, самой неожиданной находкой. На стр. 19 в примечании приведен следующий текст:
Великий наш писатель-психолог Феодор (так в тексте – А.Е.) Михайлович Достоевский в бытность свою в Москве на открытии памятника А.С. Пушкину, сказал мне: “если желаете поклониться праху великого русского благотворителя Ильи Алексеевича Ковылина, останки которого покоятся на Старообрядческом Преображенском кладбище, то сегодня вечером (11го июня 1880 г.) приезжайте ко мне; Иван Сергеевич Тургенев и Дмитрий Васильевич Григорович едут со мной. Мой незабвенный родитель знал лично
И.А. Ковылина и благодаря его ходатайства отец мой получил место доктора Мариинской больницы”.
Памятник великому поэту работы А.М. Опекушина был установлен на Тверском бульваре 6 (18) июня 1880 года, 8 июня Достоевский произнес свою знаменитую речь о Пушкине в Обществе любителей русской словесности. Три дня спустя вполне мог иметь место подобный эпизод. Если действительно основатель Преображенской общины сыграл заметную роль в судьбе отца Достоевского, это не могло пройти мимо многочисленных исследователей судьбы и творчества писателя. В то же время этот факт, если он имел место, вряд ли можно отнести к общеизвестным (будучи дилетантом в вопросе, критерием общеизвестности полагаю наличие ссылок при соответствующем запросе в “Яндексе”).
В очерке Быковского это интригующее примечание сделано к тому месту, где автор сожалеет, что обширные сочинения Ковылина вовсе не изданы еще в России, и дает анонс своей следующей книги. При этом сообщаются еще более поразительные сведения:
Подробные сведения религиозно-литературной деятельности И.А. Ковылина были мною получены в рукописях, составленных Ф.М. Достоевским (выделено мной – А.Е.) еще в 1873 г.; будут помещены полностью в книге под заглавием “Старообрядцы, не приемлющие священства, Феодосиевского-Старопоморского благочестия”. Книга приготовляется к печати и выйдет в свет в конце 1907 г.
Достоевский – исследователь работ одного из наиболее авторитетных наставников беспоповцев, основателя общины федосеевцев на Преображенке Ильи Ковылина? Беру паузу для проверки по серьезным источникам.