Ф.М. Достоевский и И.А. Ковылин (почти сенсация)

2014-02-11 19.29.25

В фондах “Исторички” есть брошюра под названием “Преображенский приход старопоморского благочестия в Москве. С портретом и кратким биографическим очерком основателя, Ильи Алексеевича Ковылина”. Автор – “Магистр Древней Философии” И. К. Быковский.  В подзаголовке сказано, что книга написана по случаю первой годовщины возобновления в Преображенском колокольного звона. Колокола вновь зазвучали в старообрядческих приходах после Высочайшего указа “Об укреплении начал веротерпимости” от 17 апреля 1905 года, прекратившего преследования раскольников. На Крестовоздвиженском храме Преображенского кладбища колокольного звона не было с того момента, как половина территории богаделенного дома была изъята для учреждения единоверческого монастыря в 1853 году. Быковский даже приводит точную дату “запрещения звона”: в ночь с 1 на 2 августа.

Очерк И.К. Быковского интересен во многих отношениях, но пока что ограничусь одной, самой неожиданной находкой. На стр. 19 в примечании приведен следующий текст:

Великий наш писатель-психолог Феодор (так в тексте – А.Е.) Михайлович Достоевский в бытность свою в Москве на открытии памятника А.С. Пушкину, сказал мне: “если желаете поклониться праху великого русского благотворителя Ильи Алексеевича Ковылина, останки которого покоятся на Старообрядческом Преображенском кладбище, то сегодня вечером (11го июня 1880 г.) приезжайте ко мне; Иван Сергеевич Тургенев и Дмитрий Васильевич Григорович едут со мной. Мой незабвенный родитель знал лично
И.А. Ковылина и благодаря его ходатайства отец мой получил место доктора Мариинской больницы”.

Памятник великому поэту работы А.М. Опекушина был установлен на Тверском бульваре 6 (18) июня 1880 года, 8 июня Достоевский произнес свою знаменитую речь о Пушкине в Обществе любителей русской словесности. Три дня спустя вполне мог иметь место подобный эпизод. Если действительно основатель Преображенской общины сыграл заметную роль в судьбе отца Достоевского, это не могло пройти мимо многочисленных исследователей судьбы и творчества писателя. В то же время этот  факт, если он имел место, вряд ли можно отнести к общеизвестным (будучи дилетантом в вопросе, критерием общеизвестности полагаю наличие ссылок при соответствующем запросе в “Яндексе”).

В очерке Быковского это интригующее примечание сделано к тому месту, где автор сожалеет, что обширные сочинения Ковылина вовсе не изданы еще в России, и дает анонс своей следующей книги. При этом сообщаются еще более поразительные сведения:

Подробные сведения религиозно-литературной деятельности И.А. Ковылина были мною получены в рукописях, составленных Ф.М. Достоевским (выделено мной – А.Е.) еще в 1873 г.; будут помещены полностью в книге под заглавием “Старообрядцы, не приемлющие священства, Феодосиевского-Старопоморского благочестия”. Книга приготовляется к печати и выйдет в свет в конце 1907 г.

Достоевский – исследователь работ одного из наиболее авторитетных наставников беспоповцев, основателя общины федосеевцев на Преображенке Ильи Ковылина? Беру паузу для проверки по серьезным источникам.

This entry was posted in Преображенское. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *